Jump to content

Viacheslavovichi

  • Blogs

    1. архимандрит Андрей Канонас

      Вы осознали, что наступил пост? Я нет. Как быстро течет время! Ведь еще совсем недавно мы поздравляли друг друга с началом нового года, переживали радостные события Рождества Христова, еще не до конца осмыслили эти дни – и вот… наступил Великий пост. В этом году мы празднуем Пасху очень рано… Церковь словно призывает нас в этом году жить в другом, быстром ритме, проводить дни в бодром состоянии, не оставляя нам времени на расслабление.

      Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто веселится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продолжает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, в словах». Христианин, который подвизается все время, не меняет что-то существенно, лишь изменяет ритм, увеличивает скорость: молился, молится и сейчас; на разговение питался с воздержанием, контролировал себя, что продолжается и нынче.

      Наступила Четыредесятница… Радуйтесь! И снова говорю: радуйтесь! Будьте радостными, что наступил этот трогательный период в жизни Церкви, чтобы мы его пережили не только в умилении, печали и скорби, но также и радости. Скорбим, потому что понимаем нашу немощь, осознаем, какими грешниками стали. Размышляем о страданиях Христовых, о Его Кресте, хотим найти виновных, задумываемся о самих себе и приходим к выводу, что и мы также повторяем Его распятие своими злыми делами и немощами, все это нас приводит в угнетенное состояние. Но мы одновременно и в радостном предвосхищении, ведь в конце нас ожидает Светлое Воскресение, поклонение Живоносному гробу, который окажется пустым, но в то же время полным Христа, Его благодати. И вот эта пустота нас наполняет невыразимой и бесконечной радостью. Подвизаемся, зная, куда идем. Идем по стопам, по ним шли все святые, вся Церковь, все наши братья, идем по тропинке, в конце которой нас ожидает Воскресение.

      Вокруг себя создаю такую атмосферу, которая мне лично поможет. В чем поможет? В том, чтобы я восполнился воспоминаниями о пережитом периоде, чтобы в моем сердце осталась печать присутствия Христа, печать любви, теплоты, нежности, бодрости.

      Если все, что мы делаем во время поста, не из-за любви ко Христу, то тогда наш пост действительно становится мучением и невыносимой скорбью, вызывает в нашем сердце лишь чувство раздражения и гнева. Если жертва, которую ты приносишь Христу в форме молитвы, поста, милостыни, покаяния, принудительная, то тебе не достичь цели. Эти все вещи не являются обязательными потому, что так повелевают каноны Церкви. Каноны – это проявления сердца, которое любит Христа. Осознавая немощь свою, понимая, что чувствовали святые, исполняя все это, мы пытаемся им подражать, чтобы и нам прикоснуться к их духу.

      Когда любишь, не устаешь это делать. Когда любишь, приносишь себя в жертву. Мать, которая любит своих детей, своего мужа, свой дом, устает от покупок, от кухни, от разных забот, но вглядись в ее лицо – и увидишь только радость и счастье. Если нет любви, то когда даже попросишь у нее подать стакан воды – ленится, не хочет этого сделать, устает.

      Вот в чем тайна Великого поста!

      Если любишь Христа, чувствуешь Его любовь к себе, то все получается очень легко, ты не устаешь, живешь так, как говорит Господь наш: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне». Постишься? Постишься неохотно? Не делай этого тогда. Если постишься с мучением, ворчанием, принуждаешь себя не по доброй воле, тогда действительно заболеешь и физически, ведь пост – это лишение, это подвиг. Но когда постишься по любви, тогда Господь подаст тебе много духовных витаминов. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Во время поста чувствуешь себя простым творением и имеешь чистый ум, спокойное расположение духа стать на молитву; это желание возникает от пламенной любви человека ко Творцу. Пост – прекрасное средство для этого подвига».

      Есть такие вещи в жизни нашей, не испытав которых на опыте, ты о них можешь только догадываться. Те, кто постился, знают, какое это великое дело. В данное время Православная Церковь держит пост. А ты? Разве ты к ней принадлежишь? Не хочешь принадлежать к общине христиан, которые из-за любви ко Христу это делают? Постись по мере своих сил. Сходи к врачу, узнай, не имеешь ли проблем со здоровьем. Не пренебрегай постом по своей боязни, из-за страха, что навредишь организму. Не недооценивай свою душу и не переоценивай свое тело! Не недооценивай свои силы, ведь можешь много сделать для Христа, с Его же помощью, конечно. Лишаюсь каких-то вещей я, но и другие тоже. Затрудняюсь с выбором пищи, но не только я один. Голодаем, чтобы насытиться. Томимся жаждой получения некоторых удовольствий этого мира, но Христос нам предлагает другие наслаждения. Некоторые, впервые постясь, чувствуют большую радость от этого, ведь все, соборно, каждый в меру своих сил, конечно, проявляют свою любовь ко Христу таким способом.

      Пост напоминает человеку, что он христианин, напоминает о запрете, данном Богом в раю, не вкушать «плода». Сам плод онтологически не был чем-то плохим, ведь Всевышний не сотворил ничего грешного. Не грех употреблять мясо, ведь если было бы так, мы бы его не ели в другие периоды. Не принесут греха ни сыр, ни яйца, ни рыба, ведь Сам Господь их вкушал и благословил. Так возжелал Бог, чтобы мы проявили свое доверие и любовь к Нему именно через воздержание. Господь хочет сделать нас сильными. Для этого нам предлагает такое упражнение, ведь еще до падения человеку была дана заповедь о посте, чтобы на деле он мог проявить свою любовь. Господь к нам проявил Свою любовь на Кресте. Он не требует от нас ничего, ведь когда любишь, предаешь самого себя, не требуя ничего взамен.

      Знаю таких людей, которые уже после вечерни в Неделю Сыропустную до среды, до того дня, когда совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров, ничего не вкушают. Приступая к Чаше голодными и причащаясь Тела и Крови Христовой, некоторое время они не чувствуют потребности в еде. Вот где настоящая Пища, которую принимает в себя человек. Эту пищу нам дает Сам Господь. Приходит такой человек домой, вкушает хлеб, пьет воду, чувствует их настоящий вкус и благодарит за это Бога, за все Его дары.

      Впустим Христа в свое сердце, чтобы Он изменил нашу жизнь, будем постоянно призывать Его имя, имя Божией Матери, имена святых – тогда пост пройдет очень быстро. Не успеем оглянуться, как придет Страстная седмица, а потом и Пасха. И как бы было хорошо, если бы мы потом сказали: «Как быстро пролетело время! Научился любить, смиряться, прощать, каяться. Стал человеком Христа. Слава Богу!»

      В добрый час! Радуйтесь!

    2. ПЕЧАЛЬ КАРАНТИНА, ИЛИ ПОЧЕМУ ТАК БОЛЬНО И ЧЕГО ТАК СТРАШНО?

      Пасха

      Кажется, впервые за много тысяч лет перед лицом всепланетарной опасности человечество бежит не к Богу, а от Бога, не в храм, а из храма. И это не может не пугать. Религию поставили в один разряд с сапожной мастерской, фитнес-центром, рестораном и кафе. То есть Церкви пытаются придать некий утилитарный бытовой характер, как одному из общественных учреждений сервисной, обслуживающей сферы. Мол, в период карантина нельзя красить ногти в маникюрном салоне, кушать в кафе, торговать в магазине и ставить свечи в храме. Это не может не пугать.

      Потому что данная государственная и общественно-политическая идеология совершенно исключает Бога из своих логических и юридических императивов. Она пытается вогнать Церковь в разряд некоего вида предоставления услуг по типу ритуального бюро или обслуживания свадеб.

      А священник, соответственно (по этой логике), – некий «клерк», «сотрудник» такого учреждения.

      Очень печально, очень больно и очень страшно, что люди не понимают того, что Бог – властитель микробов. Он – источник жизни, здоровья, духовного и телесного, и Он же – Попуститель смерти. Именно Он решает, кому жить и кому умирать, кому заразиться, а кому нет. Как писал в свое время святитель Николай Сербский: случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель.

      Человек требует в период коронавируса закрытия храма. И тем совершает святотатство, признавая, что Бог не всесилен и Его власть не распространяется на некий микроб, который «сильнее Всевышнего».
      Кроме того, складывается впечатление, что современный человек верит в антисептик, перчатки и маску (средства медицинской безопасности, вне всякого сомнения, нужны в здравом и трезвом их использовании) больше, чем в молитву и Таинства. Он готов отказаться от Чаши, в Которой ЖИЗНЬ, потому что Она не стерильная и все причащаются от Нее. Он готов под угрозой болезни отказаться от максимально близкого соединения с Богом; хотя именно под страхом смерти или отнятия здоровья человек, наоборот, должен бежать к Святому Потиру как к главному источнику здоровья своего.
      О, какая страшная духовная слепота!

      И еще… Изнесение Честных Животворящих Древ Креста Господня. В Константинополе во время эпидемий и моров различных совершали крестные ходы, пышные и многолюдные, чтобы Господь защитил людей. И Он защищал Животворящим Крестом.

      Сейчас же слышится, что Крест может нести смерть, а не жизнь, заболевание, а не исцеление.

      Эта духовная слепота прослеживалась в современном обществе, когда горел Нотр-Дам-де-Пари. Взывали о сохранении памятника архитектуры, но не храма, взывали к силам природы, а не к Богу.

      Во время крестных ходов в Византии во время эпидемии ходили все: патриархи, священники, императоры, народ. Множество людей взывало к Всевышнему о спасении. И они были услышаны. Здесь хочется вспомнить и историю введения в богослужебный обиход пения «Трисвятого». Ведь всенародной покаянной молитвой тогда Константинополь в V веке был избавлен Богом от землетрясения. Или общеизвестная история с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Влахернский храм был наполнен множеством испуганных, взывающих к Господу людей.
      Сейчас же множеством испуганных людей наполнены супермаркет, интернет, телеэфир, но не храм. Наоборот, раздаются крики: закройте храмы, что для православного христианина обозначает попытку пресечь источник жизни.

      Прав был афонский старец: Христа поставили ниже супермаркетов. Священников и христиан пытаются превратить в некую маргинальную группу, одиноко взывающую в духовной пустыне потребления и эгоизма.
      Для мира мы чудаки и юродивые. За проведение Литургии можно попасть в тюрьму. Почему?

      Нужно признать очень печальный и скорбный факт: множество людей даже не знает, что такое Литургия. Не знает. Для них это просто странное, ничего не значащее слово.

      Продуктовые магазины открыты. Людям нужно кушать. Но что делать, если Христос – мой Хлеб. Что делать, если без посещения храма я умру?! Что тогда?! Что делать с восьмидесятилетней бабушкой, которая не сможет не придти на Пасху в храм! Я понимаю, вы не придете, да и не хотите, но она не сможет не придти. Она потратит последние крохи пенсии на такси до храма (если маршрутки не будут ходить) и на продукты для пасхального стола. Она пройдет десять километров, перелезет через забор, обойдет полицейские кордоны. Она готова быть арестованной. Она готова пострадать за Христа. Это о них писал Солженицын в рассказе «Пасхальный крестный ход»: «А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров».

      Что делать с ними? Если она не придет на Пасху в храм, то умрет. Жена-мироносица не может не придти в воскресное утро к Гробу своего Возлюбленного Раввуни, несмотря на страх перед иудеями, римской властью и стражниками.

      Что делать с ними? Что делать с нами?

      Для нас Пасха – это не постричься в парикмахерской и не кофейку с круасаном скушать в ближайшем кафе. Для нас Пасха – служба всей нашей жизни, апогей года, его кульминация.

      Что делать с нами? Мы ведь не сможем не придти в храм...

       

      Иерей Андрей Чиженко (Москва)

×
×
  • Create New...